Возвращение оглашения - Статті - Публікації - Сайт Іваничівського благочиння УПЦ. Публікації - Офіційний сайт Іваничівського благочиння
Наші партнери
Статистика
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Locations of visitors to this page

Головна » Статті » Публікації » Статті

Возвращение оглашения
Новость пришедшая из Екатеринбургской епархии в конце августа, о принятии епархиальным советом положения об обязательном прохождении двенадцати огласительных бесед перед крещением, оставила мало кого равнодушным.
Большинство православных СМИ, включая интернет-сайты и блоги, искренне этому обрадовались. Не мудрено. После стольких лет требничества наша Церковь начинает заниматься осознанным приведением людей ко Христу, причем на уровне епархии. Хочется надеяться, что это благое начинание не останется достоянием немногих и им заинтересуется вся полнота нашей Церкви. Хотя все мы понимаем, что в день нынешний воплотить эту идею повсеместно и во всех приходах не столь просто. 
Евангелие от Матфея заканчивается призывом: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28.19). Сначала научите, а потом крестите. Необходимо осознанное, разумное принятие христианской веры.
Конечно, сразу после обнародования этого решения Екатеринбургской епархии появилось множество скептических возражений, что мол все равно, от всех священников не добьешься, чтобы крестили с оглашением, но если архиерей доведет задуманное до конца, то я думаю получится.

Но вопрос в ином. Большинство крещений сейчас совершается не над взрослыми людьми, а над детьми, младенцами. При всем желании, им невозможно объяснить основы православной веры. Именно здесь открываются горизонты для миссионерской деятельности.
Крещальную купель, где собираются окрестить одного малыша, окружают как минимум несколько человек: папа и мама, крестный и крестная. С ними можно и нужно провести просветительскую работу (огласительные беседы), как с теми людьми, которые должны воспитать нового чада Церкви в православной вере.
Давайте признаем, что и родители, и крестные, в лучшем случае, знают лишь молитву «Отче наш», да и ту с ошибками. В худшем не знают и ее. Говорить о знании минимальных основ православия вообще не приходится, так как крещение для многих всего лишь дань традиции, куда привнесено много примет и суеверий, не имеющих никакого отношения к православному Таинству.
Здесь традиция может сыграть нам на руку. Не до конца осознанное, но внутренне присутствующее религиозное стремление, в сочетании с чувством вековой традиции мы можем воцерковить и через это привести людей ко Христу, к Церкви. Спросят, как это осуществить? Здесь нет ничего сложного. Надо научиться разговаривать с людьми. Разговаривать именно с православной, духовной точки зрения, прежде всего, о значении и величии Таинства Крещения.

Что слышат люди, пришедшие в храм договариваться о крещении? Им говорят о сумме денег, которые нужно пожертвовать за требу, о пеленках и полотенцах, о восприемниках (кумовьях), но не звучит ни слова объяснения, зачем нужно крещение и в чем его смысл. Конечно, священник не должен пускаться в богословские высокопарные размышления о «струях иорданских», о ипостасных сущностях Троицы или о чем-то подобном. Он может объяснить на простых жизненных примерах силу благодати Божией в борьбе со страстями и грехами, мучающими людей. Показать силу Церкви в ее таинствах, а также важность и жизненную необходимость для человека неразрывной связи с Церковью. Огласить младенца невозможно, но священник не только может, но и должен сделать «оглашение» крестного и крестной, а заодно и папы с мамой крещаемого раба Божьего.
Естественно трудно заставить прийти будущих участников Таинства на двенадцать огласительных бесед, но попросить присутствовать крестных хотя бы на двух беседах, думаю можно.
На этих встречах не составит труда священнику или богословски образованному мирянину объяснить азы православия: в Кого мы верим, зачем нужна вера, и что она дает человеку. Можно попросить выучить молитвы «Отче наш» и «Верую», чтобы во время Таинства «Символ веры» читал не священник, а крестные, как и положено.
Объяснить основы православия можно кратко, разобрав каждый член Символа. Тогда крестным будет интересно его учить, да и понимаемое гораздо лучше воспринимается человеком. Эти катехизические беседы не займут много времени, максимум час. Пусть беседа будет даже одна, но и она даст свои плоды.
Естественен вопрос: «Какова будет реакция на новую практику тех, кто пришел окрестить или окреститься?»
Реакция, конечно, может быть разной, но редко можно услышать упреки от людей в том, что священники слишком добросовестные. Обычно сетуют на то, что священнослужители небрежно относятся к своим обязанностям: торопят службу, не желают разговаривать с людьми, остаются безучастными и неотзывчивыми. Люди чувствуют отношение пастыря к службе, и всегда с восторгом и радостью рассказывают о тех священниках, которые со вниманием выслушали их, ответили на вопросы, не отмахнулись, были терпеливы и неторопливы.
Проблем в Церкви много. Каждая эпоха приносит свои трудности и вопросы. Наша задача не оценочный взгляд со стороны и сетования, а деятельное их решение, начиная с приходского уровня и заканчивая самым высоким.
Дай Господи всем нам силы, осознать недостатки нашей церковной жизни. Осознать, чтобы исправить. Исправить, чтобы не возникало множество других церковных проблем, о которых мы все так сильно переживаем.
Категорія: Статті | Додав: admin (2010.06.04) | Автор: Студент II курса КДА Андрей Гончар W
Переглядів: 687 | Рейтинг: 5.0/1
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Церковний календар
Випадковий малюнок
Пошук
Наш баннер



Код баннера:
Сайт створено з благословення Преосвященнішого Никодима Єпископа Володимир-Волинського і Ковельського
Офіційний сайт Іваничівського благочиння Володимир-Волинської єпархії.
Всі права захищені ©2008-2024 http://iv-orthodox.pp.ua Передрук інформації можливий тільки при наявності активного посилання на джерело!
Редактор сайту - прот.Анатолій Сидько
Технічна підтримка - Андрій Літвінчук